Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев


Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев
   сб. статей Н. С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского, вышедший в Софии в 1921 г. Вместе с изданным годом ранее соч. Трубецкого я, что "Европа и человечество" стал первым изложением концепции евразийства. Книга сыграла большую роль не только в разработке идейной программы, но и в организационном оформлении евразийского движения. Центральная ее тема - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры, явившейся результатом I-ой мировой войны (Савицкий П. Евразийство // Евразийский Временник. Кн. 4. Берлин, 1925. С. 6). В ней излагается евразийский вариант русской идеи, делается попытка обосновать миссию России-Евразии как объединительницы "целого круга народов", обладающих "сродством душ", "общностью экономического интереса" и "хозяйственной взаимообращенностью". Выявляя специфику своей позиции в решении "русской проблемы", евразийцы подчеркивают свои расхождения со славянофильством. Они не разделяют не только взгляды славянофилов на общину как на форму хозяйственной жизни, к-рой принадлежит будущее, но и их "славянский национализм"."… Нашими братьями (если не по языку и по вере, то по крови, характеру и культуре) являются не только славяне, но и туранцы…" - писал Трубецкой, относя к туранцам "некоторых угро-финских инородцев" вместе с тюрками волжского бассейна (с. 103). В своих ст. "Об истинном и ложном национализме" и "Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)" он выступил против европоцентристского подхода в культурологии, выдвинув тезис о полицентризме культур и связанной с этим их самобытности. В этом плане рус. культура представляет собой совершенно особую величину, к-рую нельзя включить без остатка в ту или иную более широкую группу культур или культурную зону. Трубецкой выделял в национальной культуре "две обязательные части": "низы", т. е. культурные ценности, к-рыми удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, и "верхи" - более развитые ценности. При этом он подчеркивает необходимость обмена и взаимодействия между частями, считая, что "русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания русской стихии". В ст. Савицкого ("Поворот к Востоку", "Миграция культуры", "Континент-Океан. Россия и мировой рынок") обосновывается экономико-географическое учение евразийства. "Не в копировании "океанической" политики других, во многом к России неприложимой, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней экономическое будущее России" (с. 125). Таков один из осн. выводов автора. Ст. Сувчинского "Сила слабых" и "Эпоха веры" содержат специфически евразийскую постановку проблемы интеллигенции. Разрыв интеллигентских кругов с "народной стихией", по Сувчинскому, бедствие для страны и ее культуры. Как императив эпохи им сознается необходимость самооценки рус. интеллигенцией своих национальных истоков, объединения "успокоенного народа и прозревшей интеллигенции" "под одним великим куполом Православной Церкви…". К нравственным проблемам обращается в книге Флоровский. В ст. "Хитрость разума" он критикует зап. рационализм, превращающий личность в "вещь" или "событие", а в ст. "Разрывы и связи" ставит вопрос о глубоких и катастрофических для России нравственных последствиях, к-рые принесли войны и революции. Дальнейшее развитие идеи первого коллективного труда евразийских авторов получили в их 2-й кн. "На путях. Утверждение евразийцев" (М.; Берлин, 1922), а также в трех "Евразийских временниках" (Берлин, 1923,1925; Париж, 1927), где развернуто представлены философско-исторические, политические, социально-экономические и религиозно-культурные аспекты евразийства.
   3. О. Губбыева, В. Я. Пащенко

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" в других словарях:

  • “ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев” —     “ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев” сборник статей четырех авторов (П. H. Савицкого, П. П. Сувчинского, H. С. Трубецкого и Г. В. Флоренского), вышедший в начале августа 1921 в Софии (переиздание: М., 1997) и… …   Философская энциклопедия

  • ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев — сб. статей Н.С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского, вышедший в Софии в 1921 г. Вместе с изданным годом ранее соч. Трубецкого Европа и человечество стал первым изложением концепции евразийства. Книга сыграла большую роль не только в… …   Русская философия: словарь

  • ЕВРАЗИЙСТВО — первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… …   Православная энциклопедия

  • Флоровский, Георгий Васильевич — [28.08(09.09).1893 11.08.1979] философ, ученый и религ. мыслитель. Род. в Елизаветграде, в семье священнослужителя (отец был ректором Одесской дух. семинарии). Поступил в Одесский ун т на ист. филол. ф т, занимался также историей филос. и естеств …   Большая биографическая энциклопедия

  • Евразийство — течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20 х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Евразийство — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887 1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания, культуры,… …   Русская философия: словарь

  • Русская идея —    философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887–1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, В. И. Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Евразийство —    идейно политическое и общественное учение в рус. послеоктябрьском зарубежье 20 30 х гг. Впервые заявило о себе выходом сб. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев (София, 1921), авторами к рого и инициаторами движения …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Сувчинский, Петр Петрович — [Шелига Сувчинский; 05(17).10.1892 1985)] философ, публицист, музыковед, лит. критик. Уроженец Петербурга. С ранних лет отличался разносторонней гуманит. подготовкой. Серьезно занимался музыкой (учился в Петроградской консерватории); изучал… …   Большая биографическая энциклопедия